Научно-исследовательская база данных » Уральский федеральный округ » В Ханты-Мансийске прошел Всероссийский фестиваль художественного творчества коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока «Северное сияние»

 

 

 

В Ханты-Мансийске прошел Всероссийский фестиваль художественного творчества коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока «Северное сияние»

Дата публикации: 16.10.2014, 20:50, просмотров: 787

Несколько дней назад в Ханты-Мансийске прошел Всероссийский фестиваль художественного творчества коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока «Северное сияние», посвященный второму Международному десятилетию коренных народов мира.
Его цель – сохранение нематериального культурного наследия аборигенных народов, популяризация традиционных знаний фольклора, обмен опытом, укрепление творческих связей. Музыкальное творчество показали семьдесят самодеятельных и профессиональных артистов – музыкантов, певцов, танцоров со всех северных и восточных районов России. Были представлены лучшие образцы музыкального искусства, отличные друг от друга. Прибыли к нам посланцы алтайцев, ительменов, коряков, ненцев, нганасан и других аборигенных народов, истинные знатоки своей национальной культуры, обрядов.
Начался фестиваль хантыйским обрядом в честь гостей и хороводом дружбы. Под звуки бубнов строем проходят колонны людей в ярких национальных костюмах. Все концертные номера в «Югра-Классик» шли под продолжительные аплодисменты, но особенный восторг вызвали уникальные песни и танцы нганасан, алтайцев, камчадалов. Это образцы древнего фольклора, смешанного с сакральными обрядами, в полном соответствии с ними были и костюмы из тюленьей и тонко выделанной оленьей кожи, финно-угорскими орнаментами и тюркскими узорами, в украшениях, оберегах – старинные бронзовые бляхи, колокольчики, цепочки и другие детали непонятные непосвященному человеку. На шапочке нганасанского танцора – оленьи рожки как память о былом почитании оленя, как держателя экономического благополучия северного народа. Горловое пение, имитация птичьих трелей и криков, удивительно пластичные движения – все впечатляет, а танец «Северная любовь» зрители определили как любовно-сексуальный.
Концерт был бесподобен, он восхитил всех и все же он был лишь иллюстрацией к круглому столу «Разнообразие культур в единстве мира», мастер-классам для руководителей творческих коллективов. Речь шла о приемах и формах стилизации традиционной культуры в концертных номерах. Народное искусство основано на фольклорных традициях и должна оставаться в этих рамках или же его можно стилизовать, изменять в угоду рыночному потребительству? Такие вопросы стояли на повестке фестиваля.
На мой взгляд, серьезного разговора не получилось, выступавшие ограничивались констатацией фактов и событий, но конкретных рецептов не предлагали. Я узнала мнение некоторых самодеятельных артистов и профессионалов, насколько незыблемы традиции в музыкальном и прикладном искусстве аборигенов. Моими собеседниками были томская ханты Мария Рогоева, нганасанка Светлана Жовницкая, алтайка Байым-Сур Кыпчак-Тадыр – представители отличных друг от друга культур, разного возраста.
- Мы - ханты Васюганья, в паспортах наша национальность пишется «остяки», как прежде называли весь хантыйский народ, - рассказывает Мария. - Наш семейный ансамбль «Тор-най» придерживается традиций в костюмах, музыке. Богдан, мой племянник, знает и с успехом исполняет шаманскую песню «Тови» и песню нашего александровского рода ханты.
А я вспомнила отзыв слушательницы из зала: мороз по коже от такого пения, а это ведь – тоже признание таланта. 
Вторит ей нганасанская учительница и в тоже время руководитель этно-фольклорной группы «Дентэдиэ» Светлана Жовницкая:
- «Таймыр» - в переводе с нашего языка – «страна оленьих следов». Оленей со времени развала СССР нганасаны уже не держат, как и некоторые другие прежде оленьи народы, зато мы сохранили язык, культуру, хотя нас осталось меньше одной тысячи. Мы ездим с концертами по России и за рубежом, участвовали в международном музыкальном фестивале коренных народов мира «Ночь без ночи» в Финляндии. Выступали только в национальной одежде и с народными нганасанскими музыкальными инструментами. Язык и культура взаимосвязаны. Я считаю, что фольклор нельзя модернизировать, это зерно культуры народа. В Ханты-Мансийском округе мы выступали впервые и довольны успехом. В общении с другими артистами увидели родство интересов, глубокие знания фольклора, мастерство исполнителей песен и танцев.
Самой молодой собеседницей стала Байым-Сур Кыпчак-Тадыр, тонкими чертами лица, черными гладкими волосами похожая на японскую статуэтку. Вначале я поинтересовалась, как выделить ее имя из такого длинного словосочетания. Оказалось, что девушку зовут Байым-Сур, что означает «богатство, благосостояние». Родилась она в горном селении Алтая Мухар-Тархате (в переводе – «расстояние от большого пальца до мизинца»). Байым-Сур двадцать семь лет, она одарена музыкальными способностями, у нее хороший голос. Поет она народные песни, наигрывая мелодию на двухструнном инструменте топшур, напоминающем хантыйскую скрипку нын-юх, только гриф у нее длиннее.
- Ты поешь только народные песни? - спрашиваю Байым-Сур.
- Не только, пою и классику. Сейчас учусь вокалу в колледже культуры и искусства. Мечтаю после его окончания поступить в консерваторию.
Несмотря на молодость, у Байым-Сур сложилось четкое мировоззрение и как часть его – сохранение древней алтайской культуры.
- Самыми ее знатоками были шаманы, - говорит она.  – Во времена советских религиозных репрессий их почти всех расстреляли, их потомки сохраняют только остатки, часть сакральных и фольклорных знаний.
– В телепередачах иногда показывают сюжеты с шаманскими обрядами бурятов, алтайцев. Как ты к ним относишься?
- Я тоже видела, но знаю, что это, так скажем, внешняя оболочка, самое потаенное настоящий шаман никогда не покажет. Мы по-прежнему поклоняемся небу, как божеству, дающему тепло и жизнь, проводим обряды, я тоже в них участвую.
Сценическое искусство показали пятнадцать ансамблей и отдельные артисты, оно было чисто этническим, без всяких новшеств. Может, прав Виктор Банников – член комиссии по народному искусству Союза художников России, предложивший ввести изучение традиционной культуры, как дополнительный предмет в учебных заведениях системы образования и культуры. Тогда интерес и уважение к традициям народов будет воспитываться изначально, а ученые закрепят его в сознании молодежи.

Рубрика: Уральский федеральный округ