Покорившие тундру

Дата публикации: 20.10.2014, 14:19, просмотров: 648

В рамках проекта "Лица Петербурга" состоялась очередная встреча цикла "Чаепитие по...". На этот раз ее хозяевами стали представители малочисленного народа российского Севера — ненцы.

 

Представители Петербургского землячества Ненецкого автономного округа "Нятва" рассказали о том, чем отличаются тундровые ненцы от лесных, почему представители этой народности малоразговорчивы и чем вызвано их особое отношение к оленям.

 

Ненцы — самая крупная из малочисленных народностей Севера. Они населяют огромную территорию от Кольского полуострова до правобережья Енисея, охватывающую Заполярную тундру и лесотундру Европейского Севера, а также севера Западной Сибири.

 

"Сейчас существует два ненецких округа — Ямало-Ненецкий и Ненецкий. На этой огромной территории живет всего-навсего 40 тыс. человек. Наш народ малочисленный — на всем белом всете нас только 43 тыс. человек", — отметил председатель Петербургского землячества Ненецкого автономного округа "Нятва" Константин Хатанзейский.

 

Он также рассказал, что ненцев считают потомками самодийских племен оленеводов-кочевников, пришедших на Север из районов Южной Сибири в I-II веках до нашей эры.

 

Существуют тундровые и лесные ненцы. Между собой они различаются фамильно-родовым составом, диалектами и некоторыми особенностями культуры.

 

Основным источником существования ненцев, освоивших бескрайние просторы тундры и тайги Западной и Восточной Сибири, традиционно были оленеводство и рыболовство. Кочевой образ жизни этого народа обусловлен миграцией оленей и сезонностью пастбищ. По словам Константина Хатанзейского, существует даже карта кочевок, которая позволяет оленеводам переходить с места на место. "Летом народ кочует к Ледовитому океану — комары и мошки заедают оленей, поэтому ненцы выходят на открытое пространство, где есть ветер. А когда наступают холода, оленеводы направляются в сторону Коми", — объяснил Хатанзейский.

 

 

 

 

 

 

Олени помогают народу выжить в суровых условиях тундры. "В прошлом олени давали ненцам практически все необходимое для жизни: мясо было основной пищей; из шкур шили одежду, делали обувь, крыши для жилищ; из рогов- костяные части упряжи, рукояти ножей. Благодаря оленю и удалось выжить", — утверждают ненцы.

 

Олень, запряженный в нарту, — самый надежный вид транспорта в тундре. На них ездят и зимой, и летом. Нарты бывают нескольких типов: легковые (мужские и женские), грузовые, а также священные, на которых хранят и перевозят изображения различных духов и покровителей.

 

Животных почитают, любят, оберегают. Особое отношение ненцев к оленям характеризуется и тем, что одним из основных и любимых национальных праздников является праздник в честь этих зверей. "Ненцы собираются, ставят чумы (жилище состоящее из шкур оленя — "Росбалт"), готовят мясо и проводят различные спортивные соревнования, которые делают мужчину более сильным и энергичным: прыжки через нарты, занятия борьбой, кидание топоров, гонки на оленьих упряжках", — говорят ненцы. Своих парнокопытных они почитают настолько сильно, что их рога фигурируют даже на символе Ненецкого автономного округа.

 

 

 

 

 

 

Жилищем оленеводу служит чум-конический остов из шестов, покрытый шкурками оленей. Он легко собирается и разбирается, при перекочевках его части перевозятся на специальных нартах.

 

"Установкой чума занимаются исключительно женщины. Вообще главное лицо в ненецком чуме — женщина. Она готовит еду, выделывает шкуры, шьет одежду", — подчеркнул представитель ненецкого народа Федор Валей.

 

Кстати, до сих пор оленеводы носят традиционную верхнюю одежду и обувь, сшитые по отработанным веками правилам из оленьего меха с помощью сухожильных ниток. Это не случайно, ведь олений мех самый теплый и влагонепроницаемый.

 

По словам председателя молодежного отделения землячества Светланы Табарей, мужская одежда — малица — шьется из оленьих шкур мехом внутрь в виде длинной широкой рубахи с капюшоном и рукавицами. Рукава скроены так, что широкая пройма позволяет в сильный мороз втянуть руки вовнутрь, греть их на груди. Что касается женской одежды, она по покрою распашная, делается двойной (мехом внутрь и наружу), полы и подол по краям украшают меховой мозаикой, для отделки используется также бисер.

 

"Узор на ненецкой одежде отражает историю народа, особые пометки клана, рода, к которому принадлежит человек. Поэтому при встрече можно узнать, откуда этот человек, какие у него родственники и из какой он тундры", — отметил Константин Хатанзейский.

 

Европейские кулинары часто отзываются о северной кухне как о бедной из-за небольшого выбора продуктов. Между тем важно отметить, что, живя в тяжелых условиях и питаясь крайне однообразно — мясом и рыбой, народы Севера практически не страдают от авитаминоза. А все потому, что ненцы издавна пьют свежую кровь молодых оленей. "Оленья кровь полезная, вся таблица Менделеева в ней содержится. В тех условиях, в которых живут ненцы, где нет никаких витаминов, растительности — это единственный выход из ситуации", — объяснил председатель Ненецкого землячества.

 

Любопытно, что тундра не просто дом для ненцев. Среда обитания во многом определяет их образ жизни, занятия. Она же оказала влияние на формирование характера и привычек народа.

 

Так, например, у ненцев спокойный темперамент, они малоразговорчивы. "Так как холодно, разговаривать много нельзя. Губы могут замерзнуть", — поясняют они. Кроме того, в ненецкой культуре нет танцев, только пляски. Если присмотреться к танцорам, можно увидеть, что они подражают птицам и животным, рассказывают о бытовых занятиях (охота, рыбалка, езда на оленях, установка чума, шитье). Движения женщин в танце очень плавные, гармоничные. "То, что девушки видели, то и показывали. Так, например, в тундре обитает много чаек, поэтому возник танец "чайка". Суть его заключается в том, что девушки копируют движения этой грациозной птицы", — говорят они.

 

Пантеон ненецких божеств делится на небесных, земных и подземных духов. "Создатель всего сущего — бог Нга. Он находится в верхнем мире. Также есть средний мир. Он на земле, где обитает человек, и состоит из духов камня, огня и т. д. Нижний мир — это мир зла, им покровительствует Нум", — поделилась Светлана Табарей.

 

Мир духов, населяющих окружающее пространство, открыт каждому человеку по-своему. Обычные люди могут попасть в него только участвуя в ритуалах. А вот шаманы обитают в нем при жизни и даже после смерти. Сила шаманов определяется способностью проникать в различные сферы: небесную, земную и подземную.

 

"Среди северных народов первое место по шаманизму занимают эвены, которые живут в сибирской тайге", — отметил Хатанзейский.


Подробнее: http://www.rosbalt.ru/piter/2014/10/17/1328377.html

Рубрика: Северо-Западный федеральный округ