Научно-исследовательская база данных » Приволжский федеральный округ » Этническая картина Татарстана за последние 10 лет усложнилась; а религиозная палитра республики, по сути, сложилась заново

 

 

 

Этническая картина Татарстана за последние 10 лет усложнилась; а религиозная палитра республики, по сути, сложилась заново

Дата публикации: 28.09.2014, 19:41, просмотров: 525

Этническая картина Татарстана за последние 10 лет усложнилась. Если в 2002 году в республике проживали 115 этносов, то спустя 8 лет уже 173 этноса; появились новые этнические группы. Один из этих аспектов обсуждали вчера и сегодня на Всероссийской конференции «Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах».

В четверг 25 сентября в Казани открылась трехдневная Всероссийская научно-практическая конференция «Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации». 

Организаторы конференции: Академия наук РТ, минкульт РТ, институт социологии РАН, институт истории Марджани, Общество социологов. Участники конференции по итогам подготовят рекомендации научному сообществу, органам госвласти и общественным организациям. 

Акцент в рекомендациях будет сделан на сохранении национальной самобытности и традиций народов, которые способствуют самореализации и развитию личности, и могут содействовать сохранению позитивного культурного наследия.

Религиозная палитра Татарстана не просто усложнилась, а она, по сути, сложилась заново. В республике зарегистрированы 1 740 религиозных организаций всех конфессий. К концу Советской власти в начале 90-х годов в республике (тогда она называлась ТАССР) насчитывалось только 38 религиозных структур. Такая сложная ситуация не может не влиять на общество в целом.


«Даже в достаточно толерантной республике мы переболели еще не всеми сопутствующими болезнями», — рассказал на открытии конференции в четверг замглавы аппарата президента  РТ, руководитель Департамента внутренней политики Александр Терентьев.

Одной из таких болезней он назвал проникновение чуждых, нетрадиционных религиозных течений и попытками влияния радикальных организаций, прикрывающихся псевдоисламской идеологией.

Слова спикера проиллюстрированы данными социсследований. Например, в мае этого года 86,5% опрошенных татарстанцев оценивали межэтническую ситуацию в республике как «спокойную и стабильную». В сентябре 2012 года — спустя полтора месяца после известных терактов в Казани — межэтническую обстановку как спокойную характеризовали только 71%.

Провалы (10-15 пунктов и более) были зафиксированы также в декабре 2013 года  после поджогов православных храмов в районах РТ. Ситуация в среднем восстанавливалась за 3-4 квартала, утверждает Терентьев. По его словам, поджоги храмов вызвали у населения «сплоченность и настороженность одновременно».

Межэтническая стабильность для Татарстана сейчас становится особенно важной. По словам выступавшего в пятницу  Егора Махарова, завкафедрой философии Якутского научного центра Сибирского отделения РАН, события на Украине (вызванные в том числе межэтническими противоречиями) отразились в России большим общественным резонансом. «Люди считают, что ситуация в стране тоже становится нестабильной», — сказал Махаров.

Второй сопутствующей болезнью Терентьев назвал  «политизацию национальных проблем со стороны отдельных лиц и представителей националистических организаций». Конкретных примеров он не привел. Но здесь можно вспомнить известную дискуссию о количественном соотношении в Татарстане православных церквей и мечетей, между представителями РПЦ и националистической организацией – Общество русской культуры (см. ранее по теме).

Мы видим неадекватные оценки ситуации и искажение общей картины в интернет-ресурсах («этнократический апартеид», «ползучая исламизация», «этнонациональный анклав» и другие), которые приводят к политизации и нагнетанию и без того сложных вопросов», — сетовал Терентьев. По его словам, имеется практика намеренно искаженной трактовки даже ставших традиционными культурно-просветительских мероприятий. Также он вспомнил псевдонаучные исследования и лжеэкспертов, тиражирующих мнения о нарастании напряженности в межнациональной и межконфессиональной сфере.

Во всех школах республики русский и татарский языки изучаются как государственные. В 30 воскресных школах республики изучаются языки 28 народов. В школах по поручению президента РТ Рустама Минниханова введен дополнительный час для изучения родных языков по выбору родителей.

На этом фоне Татарстан тоже выглядит благополучно по сравнению с другими регионами. Например, в Якутии, проблема знания языка стоит довольно остро, рассказала Виктория Михайлова,  доцент кафедры североведения Северо-Восточного федерального университета.

«Существует тенденция в вопросе использования языка, когда люди бросаются из крайности в крайность. В 80-е годы было принято говорить исключительно на русском. Сейчас, когда все чаще молодежь, не очень хорошо владеющая русским языком, из глубинки приезжает в столицу, использование родного языка выходит на первый план», — утверждает докладчица.

По словам Терентьева, успех Татарстана базируется на трех китах: один из которых — межнациональное и религиозное согласие. Два других — высокий уровень экономического развития и общественно-политическая стабильность. По его словам, основой межнациональной политики в РТ служат принципы, которыми руководствуется Ассамблея народов Татарстана. Это принципы — один народ – один  голос, вне политики и вне религии.

«Мы хотим, чтобы площадка Ассамблеи не использовалась для выяснения отношений кто лучше, у кого правильнее взгляды на эту жизнь», - заявил Терентьев. Но, безусловно, это не касается интересов граждан за пределами Ассамблеи, Дома дружбы, добавил он.

 

Источник: http://kazanfirst.ru/feed/30534 

Рубрика: Приволжский федеральный округ