Научно-исследовательская база данных » Новости портала » Феномен социокультурного неотрадиционализма

 

 

 

Феномен социокультурного неотрадиционализма

Дата публикации: 3.08.2013, 11:33, просмотров: 1318

Представители новосибирской научной школы изучения этносоциологических проблем к. филос. н. С. А.Мадюкова и д-р филос. н. Ю. В. Попков Ю. В. опубликовали в 2011 г. монографию «Феномен социокультурного неотрадиционализма» (СПб. : Алетейя, 2011). Она посвящена теоретическому осмыслению места и роли традиций в современной социальной жизни. Но что особенно важно, здесь обсуждаются не только вопросы о том, в каком виде существует сегодня традиция, но и что она может дать обществу, которому необходимо решать инновационные задачи?

Теоретической базой для концепции социокультурного неотрадиционализма названа, в первую очередь, концепция социокультурного развития П. А. Сорокина, положение которого о триаде «личность, общество и культура» позволяет рассматривать процессы социального развития прежде всего как процессы, взаимосвязанные с изменениями в культурной — духовной жизни человека. Так, социокультурный подход интегрирует, по мнению отечественного философа Н. И. Лапина, который его активно разрабатывает, все три измерения человеческого бытия (человека в его соотношении с обществом, характер культуры, тип социальности) именно как фундаментальные, каждое из которых не сводится к другим и не выводится из них. Применение социокультурного подхода, подчеркивают авторы монографии, при анализе социальных трансформаций позволяет выявить дополнительный культурный пласт общественного развития. Он дает возможность акцентировать внимание на глубинных исторически сформированных социально-ценностных структурах, задающих границы формирования новой идентичности в условиях трансформации российского общества, выявлять социокультурные основания, позволяющие объяснить как магистральную линию формирования и существования социокультурного неотрадиционализма, так и его региональную специфику (С. 53).

Еще одна предпосылка концепции авторов связана с представлением о традиции не просто как о механизме накопления опыта, но и как о динамичном явлении, модифицирующемся в условиях меняющегося общества, однако сохраняющем «верность» условиям, в рамках которых он сформировался (С. 60). Тем самым, С. А. Мадюкова и Ю. В. Попков отвергают трактовку традиций как простого возврата в прошлое, механического повторения устоявшегося опыта. «Позиция, противопоставляющая традиции и новации, глобализирующееся общество и общество традиционное, является устаревшей, — пишут они. — Ее сторонники зачастую упускают из виду феномен модификации традиций, трансформации их функций, что обусловлено изменениями в социальной реальности, в культурно-исторической сфере. Между тем, процессы исторического движения локального сообщества и преобразования традиционных форм жизни развертывается не параллельно, а во взаимодействии друг с другом» (С. 58).

Эти две заявленные предпосылки уже привлекают внимание фундаментальностью подхода при решении проблемы, хорошей академичностью, основательностью.

Уточняя, главным же достоинством издания назову то, что это исследование социально-философское, причем основанное на опыте проведения этносоциологических исследований в ряде сибирских регионов. Последнее позволяет не просто обсуждать проблематику традиций, их изменчивости с теоретических позиций, но свои заключения подтверждать конкретными аргументами — примерами из социокультурной жизни региональных сообществ. Отличие же социально-философского исследования от работ этнографов, культурологов, этнополитологов, которые также сегодня активно пишут о возрождении традиций, заключается в том, что философам удается рассмотреть новую жизнь традиций — неотрадиционализм — как один из закономерных социальных процессов, возникающих в определенный момент исторического времени и при определенных условиях. Именно социально-философский подход позволяет «поднять» предмет рассмотрения до уровня социального феномена как определенной целостности, объекта с уникальным сочетанием черт, свойств. В этом случае уже подробно обсужденная отечественной наукой тематика возрождения этнической, региональной идентичности в современности, многочисленные описания обращения населения к многовековым традициям своей этнической культуры получают новую интерпретацию и находят свое место в социальной истории.

Весь этот процесс, названный авторами социокультурным неотрадиционализмом, трактуется ими как процесс актуализации традиции в качестве постоянно воспроизводимой знаковой системы, посредством которой осуществляется, в частности, функция этнической идентификации. Благодаря этому индивид ощущает свою причастность к конкретному социокультурному сообществу. В данном отношении традиция становится мерой идентичности общества и условием социокультурной самоидентификации (С. 73).

Авторы верно определили главную тему, которая должна обсуждаться в первую очередь в проблематике социокультурного неотрадиционализма — тему локальной идентичности, основанной на традиционных этнических культурах. Действительно, процесс национального возрождения, который продемонстрировали практически все «этнические» регионы России с конца 1980-х годов (подобный процесс, как известно, развернулся и в других регионах мира), вовлекаемых в бурные потоки глобализации, начинается с кризиса мироощущения, с желания «удержать» в стремительных волнах перемен свою важнейшую сущностную характеристику — чувство принадлежности к родовой культуре, к тому миру, в котором вырос человек и стал тем, кем он стал.

Тем самым, «социокультурный неотрадиционализм здесь характеризует обозначение границ «своей» общности и служит для ориентации в пространстве социальных взаимодействий, возможности символического самоутверждения в социокультурной реальности постсоветского пространства вообще и в полиэтничном пространстве современного города в частности» (С. 74).

Эмпирическим материалом для исследования стали «традиционалистки ориентированные» народы, у которых сохраняется заметное влияние этнической культуры. К их числу относятся тюркские этносы Южной Сибири: алтайцы, хакасы, тувинцы. Во многих жизненных ситуациях для представителей данных народов опорой продолжают оставаться этническая группа и род. Авторы обобщили основные сведения по ним в контексте заданной темы, а также дали характеристику главных традиционных обрядов указанных народов.

Анализ же конкретных проявлений современного социокультурного неотрадиционализма у народов юга Сибири был произведен авторами на основе использования результатов индивидуального и группового интервьюирования представителей титульных национальностей из школьной и студенческой молодежи в республиках Тыва, Хакасия и Алтай в 2006–2009 гг., а также мнений экспертов, в качестве которых выступили школьные учителя и преподавателей вузов. Этносоциологи проанализировали высказывания школьников, студентов, выделили самые характерные из их суждений, сверили с мнением учителей и преподавателей. Верно было отмечено авторами, что необходимо было учитывать уровень компетентности и отношение молодежи к религиозным представлениям своего народа (С.108).

Большую социальную значимость составляет следующее заключение авторов: «Приведенные суждения свидетельствуют не только о вполне осознанном отношении к традициям и конкретным обрядам, но также о том, что в массовом сознании молодежи четко отражен факт превалирования в современных условиях публичных каналов трансляции этнической культуры (прежде всего, системы образования) перед приватными (семьей). В целом это свидетельствует о высокой значимости сознательной составляющей в трансляции этнокультурного опыта. В свою очередь это означает, что социокультурный неотрадиционализм неизбежно связан с процессом конструирования неотрадиции» (С. 126). Семейного воспитания на сегодня явно недостаточно, важно, чтобы школьники, студенты были всемерно вовлечены в общественные мероприятия и инициативы, связанные с развитием этнической культуры.

И наиболее важный вывод всей работы авторов заключается в той характеристике, которую они дают исследуемому явлению: «Неотрадиционализм — как осознанная реакция — это феномен не традиционного, а модернизирующегося, переходного общества»; «Неотрадиционализм же — это своеобразная тоска по утраченной целостности, устойчивости и предсказуемости общества, воспроизводящего себя на основе традиции и имеющего источником легитимности историческое прошлое, его опыт (С. 105). С. А. Мадюкова и Ю. В. Попков тем самым подчеркивают факт возросшей значимости и в то же время изменения роли традиций в современном обществе. Наследие этнической культуры становится не просто ценностью, богатством народа, но и тем, что помогает развиваться, сохраняя свою уникальность, самобытность. 

Подготовила Ч. К. Ламажаа

Рубрика: Новости портала